Как пробудить творческие силы

Хочу привести вам отрывок из книги Йоханнеса Иттена «Искусство формы» о его методе обучения студентов в Баухаусе.

Меня удивляет, как современно  (и даже революционно) выглядят методы работы Иоханеса Иттена по раскрытию творческих способностей! Даже в наше время не все творческие школы могут похвастаться подобным подходом к обучению. А ведь это было почти 100 лет назад!

Во-истину, все новое — это хорошо забытое старое…

Я предложил Вальтеру Гропиусу временно, на один семестр, принимать всех желающих заниматься искусством. Мы назвали этот предварительный семестр «форкурсом». Вначале за словом форкурс не стояло какой-то особой учебной программы или новой методики. Тогда, осенью 1919 года, руководителем этого форкурса стал я сам. И Вальтер Гропиус великодушно предоставил мне полную свободу в организации и выборе тем учебных занятий.

В своем форкурсе я ставил три цели:

1. Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.  Постепенно студенты должны были избавиться от всех мертвящих условностей и научиться работать самостоятельно.

2. Облегчить студентам выбор их будущей профессии.  Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому «я» — дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань. К сожалению, тогда для занятий на форкурсе не было выделено специальной ремесленной мастерской, где они могли бы практически поупражняться в строгании, шлифовании, распиливании, сгибании, склеивании и пайке.

3. В процессе обучения я считал важным использовать такие средства достижения художественной выразительности, которые давали бы студентам возможность выявить их индивидуальность и темперамент. Только так можно было создать творческую атмосферу, которая способствовала бы появлению самостоятельности в работе. То, что делали студенты, должно было приобрести самоценность. А сами они — почувствовать уверенность в своих силах, данных им от природы, и понять свое будущее призвание. В результате мне удалось найти способ определять их индивидуальные возможности и научить средствам создания образа.

  • Бывает, что учителя начинают свои занятия с молитв или песнопений, чтобы помочь ученикам сосредоточиться. Я тоже начинал свои утренние занятия с упражнений на расслабление, задержку дыхания и концентрацию внимания, чтобы умственно и физически настроить учеников на интенсивную работу.

Тренировка тела как инструмента духа очень важна для творческих личностей.
Как выразить в линии определенные ощущения, если кисть руки и плечо скованы? Пальцы, руки, плечи и все тело необходимо подготовить к работе, используя упражнения на расслабление, усиление и повышение их чувствительности.

Расслабления тела можно добиться тремя способами:
  • во-первых, движениями рук и ног, наклонами и поворотами туловища, обращая при этом особое внимание на гибкость позвоночника.
  • Во-вторых, сохраняя полное спокойствие стоя, сидя и лежа, поочередно расслабляя каждую часть тела за счет внутренней концентрации энергии. И только так можно добиться расслабления внутренних органов.
  • Третий способ снятия напряжения, восстановления равновесия и гармонии частей тела — звуковые вибрации. Сначала студенты сосредоточивались на звуке — им надо было научиться чувствовать, где именно в теле возникает звуковая вибрация.  Звук, наполненный силами сердца, может творить чудеса.
Помимо расслабления для человека очень важно дыхание.

Как мы дышим, так и размышляем, так строим ритм нашей повседневной деятельности. Люди, достигшие значительных успехов в жизни, всегда дышат тихо, медленной глубоко. Кто дышит часто, торопливы и одержимы жадностью, что отражается на их мыслях и поступках. С помощью дыхательных упражнений я старался научить студентов дышать спокойнее и глубже.

Все эти упражнения оказываются действенными, если проводятся с полной сосредоточенностью.

Студенты сначала были несколько озадачены и внутренне сопротивлялись, но уже через несколько дней большинство из них принимало все это с энтузиазмом.
Я дополнял эти расслабляющие, звуковые и дыхательные упражнения краткими лекциями, посвященными разнообразным темам повседневной жизни. Это создавало в классе настроение, позволяющее перейти к освоению тех или иных средств художественной выразительности.

При углубленной проработке какого-либо предмета я всегда придерживался принципа
последовательности: ПОЧУВСТВОВАТЬ-ПОНЯТЬ-СДЕЛАТЬ.

Вот такой пример замечательного педагога и замечательной программы обучения, сформированной на заре возникновения профессии дизайнер. Иттен знал, как пробудить творческие силы. Как пробудить интуицию.

P.S. Вы тоже можете начать работать со своей интуицией в тренинге, который я так и назвала: ПОЧУВСТВОВАТЬ-ПОНЯТЬ-СДЕЛАТЬ.
Обсуждение (10)
  1. Людмила:

    Здравствуйте Ольга! Спасибо за статью. Действительно интересный подход к обучению.

  2. Ваш пост Ольга поднял мне настроение.

  3. Наталья:

    Спасибо за статью…очень интересно…

  4. Хочу учиться дизайну…

  5. Мои творческие силы пробуждаются…Благодарю вас за все, все!..

  6. ola:

    Только вот статьи не видно ((( а очень хотела почитать!

  7. admin:

    Да, что-то странное было… теперь опять видно.

  8. irina:

    потрясающая статья, как этого не хватает на школьных занятиях, да и в других заведениях с творческим уклоном. спасибо

  9. Ann:

    Очень понравилось, даже не ожидала.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Если у вас остались вопросы, вы можете написать мне письмо: admin@olgalihacheva.ru, связаться со мной в Skype: Olga_Lihacheva, или позвонить по телефону: +7911 451 65 38