Одноразовая жизнь
В это лето у меня наконец-то получилось немного попутешествовать. А т.к я в принципе не люблю отдых на пляже в отелях “все включено”, в которых мне становится скучно на второй же день, я старалась посетить как можно больше музеев в Берлине, Праге и С.-Петербурге. Это очень разные и красивые города. Причем красота у каждого своя, легко узнаваемая и неповторимая.
Берлин, Сони-центр
Прага, Карлов мост
С.-Петербург, Казанский Собор
И вот о чем я подумала.
Вот мы ходим по музеям, рассматриваем мебель и предметы быта прошлого, на одежду и украшения,обращаем внимание на старинную архитектуру и нам все это очень нравится. Но представить себя по-настоящему в такой жизни там чаще всего очень сложно. Потому что каждый предмет, каждая старинная вещь выглядят по-особенному. И даже если это простой деревянный сруб с минимальными элементами резьбы (это я сейчас домик Петра1 около Петропавловской крепости вспоминаю)) – он кажется нам особенным. А что же говорить о настоящих произведениях искусства или предметах быта богатых семей 700-500-200 — даже 100-летней давности?
А знаете почему?
Потому что они живые. Да-да, все эти вещи, сделанные вручную, на которые потрачено довольно большое время и вложена частица души мастера, который их делал – они живые.
В одной книге про саманные дома (о ней я уже писала раньше, можете найти где-то на блоге) меня потрясла одна удивительная мысль. Автор рассказывал о своем посещении какого-то поселка где-то на Ближнем Востоке и написал так:
“Время здесь течет очень медленно и все делается не к определенному сроку, а до тех пор, пока не сделается…”
Вы можете представить себе такую жизнь? Какое правильное послание несет в себе каждая вещь, сделанная в таком настроении! Сколько положительной энергетики несут в себе дома, построенные неспешно и из правильных материалов. И предметы, которые заполняют эти дома становятся не просто “мебелью для сидения”, а несут в себе еще и теплоту рук мастера, частицу его души, его знания и умения.
- Каждый настоящий мастер раньше обязательно перед работой настраивался на положительные эмоции, может медитировал, а может просто созерцал природу или слушал красивую музыку. Потому что он знал, что его настроение обязательно перейдет на тот предмет, с которым он работает. А потом достанется новому хозяину этой вещи…
И каждая вещь, каждая деталь при этом обретала свой смысл, свою внутреннюю идею, свою цельность. Которая не теряется с годами, а наоборот становится со временем все ярче и благороднее. И при этом особое тепло и спокойная сила, заложенные внутри, передаются каждому внимательному человеку, хотя бы на минуту остановившему свой вечный бег…
Пол в Исаакиевском соборе
Потолок в одном из залов Эрмитажа
Декор фасада, Потсдам
И вот мы возвращаемся из музеев в свои дома и пропадает эта магия, это волшебное настроение, посещающее нас при соприкосновении с НАСТОЯЩИМИ вещами. Это сейчас они музейные экспонаты. Но созданы они были когда-то просто для того, чтобы ими пользоваться, или любоваться, или защищаться от непогоды.
Т.е. для простой обычной жизни. Примерно такой же, как наша.
- Только у нас сейчас в домах почти нет деревянной мебели – но зато есть мебель из МДФ под дерево…
- И скатертей на стол с вышивкой у нас нет – есть клееночки с имитацией вышивки…
- И ходим мы не по настоящему деревянному полу – а по ламинату с рисунком золотистого дуба…
- Едим йогурт со вкусом груши без груши, да и без молока )))
- А из последних удивлений у меня такое: пиво пить из бутылки на улице нельзя, а если бутылку поставить в бумажный пакетик – то можно…
Много еще можно чего перечислить такого в чем живет обман, иллюзия, для глаз красиво – а внутри пустота. Мы как страусы, зарывающие голову в песок, чтобы только не видеть и понимать, что творим…
Около 100 лет назад известный архитектор и автор своей собственной теории архитектуры Ле Корбюзье написал, что “Дом – это машина для жилья”. И в век промышленной революции все вокруг подхватили его идею. И вот мы приходим в свои дома и начинаем жить, как машины. Чувствовать, как машины. Любить, как машины. Осознавать, как машины. Т.е. никак. Потому что машины не чувствуют и не любят. Они работают и используют других, а также окружающие их ресурсы.
А ведь на самом деле дома, превращенные из “вместилища души” в “машину для жилья” транслируют в мир обедненное восприятие действительности и агрессивный подход к окружающей среде.
Знаете ли вы, что голые стены в доме являются показателем одиночества?
- Так и живут сейчас люди, одиноко даже в своих небольших семьях. И это очень ясно читается по отсутствию декора на стенах, по отсутствию красивых безделушек и милых мелочей, создающих неповторимую атмосферу богатства и разнообразия жизни…
Недавно купила у нас на барахолке шторы с вышивкой. Продавала бабушка, которая сказала, что эти шторы вышивала еще ее мама. Знаете, такие белоснежные льняные полотна, два вертикальных и одно горизонтальное, которые раньше вешались на дверь и служили оберегом от злых сил. И эти полотна вышиты белоснежной вышивкой в стиле “ришелье”. Бабушка отдала эту красоту за 350 рублей!!! Если честно, я не знаю, сколько нужно потратить вечеров, чтобы вышить подобное… я бы никогда так не сделала… И всего 350 рублей… Раньше такие вещи бережно хранились и передавались по наследству. В каждом доме обязательно были вещи, хранящие историю близкого члена семьи, продолжающие историю рода из поколение в поколение… А сейчас в магазине столько стоит 1 метр не самой хорошей синтетической ткани…
Вот такое происходит обесценивание настоящего и подмена его на искусственный пластик. Одноразовые вещи… одноразовые мысли… одноразовая жизнь…
Источник фото с морем: http://www.da-voda.com/news/