Давно собиралась написать про Тадж-Махал. А тут как раз и повод появился – наше путешествие в Индию с посещением этого прекрасного места.
Дело в том, что все, кто хоть немного изучает васту, знают, что Тадж-Махал – прекрасный образец васту-архитектуры, построенный по всем канонам этой древней науки.
А меня всегда мучил вопрос: но ведь Тадж-Махал построен не как дворец для жизни, а как мемориал, место погребения. Почему же тогда в нем явно видны все признаки, которые рекомендуются в современном васту для жилищ?
И я решила изучить этот вопрос подробнее.
И действительно, Тадж-Махал расположен просто по классическому васту:
- Река Ямуна на севере, течет с запада на восток.
- А значит и уклон участка с юга на север.
- Расположение здания – строго по сторонам света.
- Прекрасный сад на юге с водным каналом, создающим прохладу.
- Симметрия – это тоже в принципе признак васту.
- Свободный брамастан и в здании, и на участке.
- Пропорции строения явно ведические, например соотношение высоты и ширины фасада: они равны.
Но интересно, что само здание расположено на севере участка, главный вход на территория – на юге, главный вход в здание сейчас – тоже южный…
И красивая легенда о мусульманском правителе, решившим увековечить память своей умершей жены… Не буду вам ее рассказывать, вы легко сами ее узнаете в сети, если захотите. Эта легенда привлекает сейчас к Тадж-Махалу миллионы посетителей ежегодно. Он является одним из современных Чудес Света, памятником ЮНЕСКО и шедевром мусульманской архитектуры.
Мумтаз-Махал и падишах Шах Джахан
И действительно, среди имен архитекторов здания нет ни одного индусского.
- Тогда причем тут васту? Мусульмане, захватившие эту страну около 500 лет назад и уничтожавшие ее культуру, переписывающие ее книги вряд ли руководствовались васту для строительства своих сооружений. У них своя культура и свои требования.
- И потом Мумтаз была третьей женой падишаха Шах Джахана (не знаю, последней ли…). Плюс у него были многочисленные наложницы. Плюс характер правителя отличался скупостью, обычной по тем временам жестокостью, и к тому же он совсем не был однолюбом :).
- Да, и в васту есть отдельная рекомендация не располагать рисунки или модельки Тадж-Махала в доме :). Т.к. они символизируют смерть и тем самым несут несчастья в семью.
Как-то все это не вяжется с красивой легендой…
Оказалось, что все куда интереснее и сложнее.
Дело в том, что Тадж-Махал был построен в Агре гораздо раньше, чем предполагается сейчас, может быть лет на 500... А Шах Джахан лишь захватил его, постарался убрать все символические украшения и драгоценную отделку (большая ее часть пошла на пополнение его казны), и переделал под мемориал его жены.
Зачем?
Возможно, чтобы никто не попытался его еще больше разграбить.
И тогда понятным становится и ведическая планировка здания. И вообще его первоначальное предназначение.
- В комплексе более 400 отдельных помещений.
- Существуют 22 засекреченных на данный момент апартамента внутри главного здания, вход в которые замурован. Пускают только в главный зал. Но свидетельства очевидцев и фото убранств некоторых из этих апартаментов в сети можно найти. Дам вам только одну ссылку, если интересно – зайдите.
- Кроме того, здание имеет в высоту 7 этажей и скрытые от современных глаз лестницы.
- Прекрасный парк, в былые времена имеющий изысканное цветочное оформление.
- Остатки лестниц (гхатов) с северной стороны мемориала для спуска к реке.
- Подземный ход.
- Сторожевые башни для охраны.
Не многовато ли для мемориала?
Кроме того внимательному взгляду откроются следы переделки в орнаментах, в вырезанных и вставленных заново надписях (там мрамор другого цвета), в остатках мест крепления золотых перил в месте гробниц…
- Кстати, история не новая. В Санкт-Петербурге внимательный взгляд тоже найдет следы переделки многих исторических памятников. Когда-нибудь мы совершим с вами экскурсию по Питеру ведическому, арийскому или славянскому. Называйте это как хотите…
Скорее всего это был храм, посвященный одному из ведических божеств. А в центре был алтарь. Вокруг бурлила жизнь, совершались ритуалы, пелись гимны, люди радовались, гуляли в парке, катались по реке и славили своего бога.
А потом храм был завоеван…
Но все это не уменьшает красоту и величия Тадж-Махала. Наоборот, привлекает своей тайной, которую хочется раскрыть. Своим новым смыслом, который хочется понять… И разгадать тайну этого прекрасного мемориала любви, которой, возможно, никогда не было…
А для чего вообще создавались храмы изначально? Читайте здесь